Загрузка...

Как подобрать микрофоны для караоке в ваш лофт?

Микрофонные наборы для караоке. Дорогие бренды или ноунейм? Западные бренды или китайские? На что смотреть, кроме цены? В статью вложены страдания, боль и победы владельцев лофтов, работающих с Ревелтайм…

Сразу несколько дисклеймеров: 

1. Статья написана в духе «вам таки шашечки или ехать..» Вам шашечки или ехать? – то есть направлена на решение реально существующих проблем при настройке караоке в вашем лофте. Если вы хотите получить удовольствие чисто от понтов, то просто купите что-нибудь на все деньги, которые у вас есть (шутка).

2. Звук зависит не только от микрофонов, но и от всего комплекта звукового оборудования, вплоть до проводов, а также от того, как эта техника размещена и подключена внутри лофта. Смотрите, например, статью о расположении колонок в лофте Расположение колонок в лофте . Здесь действует правило, что качество работы системы в целом определяет ее самый низкокачественный элемент. Добейтесь сбалансированности системы в каком-то общем ценовом диапазоне.

3. Мы здесь не рассматриваем караоке-машины, которые дают возможность корректировать голос, добавлять к нему бэк-вокал и вот это всё. Довольно редко встречаем такое в лофтах, это скорее штука для караоке-баров, но обязательно сделаем статью на эту тему, да и вообще напишем о всех легальных способах организовать караоке в лофте.

4. Также не рассматриваем варианты проводных микрофонов. Проверено, что для концерта это бывает ОК, но на вечеринке в лофте они практически бесполезны. 

5. Все популярные модели микрофонов активно подделываются. Если мы тут упоминаем модель, то имеем ввиду, конечно, ее оригинал. Спрашивайте об этом у продавца, обычно честно говорят.

Мы будем выбирать где-то между этими двумя крайностями.

Возможно ли купить в лофт такой комплект микрофонов, чтобы ни у кого не было вопросов к качеству звука и в то же время не потратить лишних денег? 

Возможно, если хорошо понимать миссию и задачи вашего лофта. И (спойлер), скорее всего, это будут несколько разных комплектов.

Ситуация на рынке радиоэлектроники меняется ежемесячно, так что обзоры и рейтинги моделей устаревают быстро. Все, что мы нашли в топе Гугла и Яндекса - это обзоры уже не продаваемых либо устаревших моделей. Если нужен подбор техники «здесь и сейчас» - лучше обратиться к профессиональному звукорежиссеру, который в этой теме постоянно. А наша статья поможет вам сориентироваться в общих принципах работы и ценообразования и объяснить специалисту, что вы хотите получить на выходе.

Для кого ваш лофт?

Есть профессиональные вокалисты. Им нужны крутые микрофоны, чтобы улавливали различные оттенки голоса на различной громкости и чтобы было как можно меньше лишних шумов. Если хотите работать с такими, то помимо тысяч 80 руб. на комплект из пары микрофонов и ресивера, приготовьте деньги на хороший пульт, колонки и обязательно - мониторы (это чтобы они слышали себя). Тут микрофоны будут составлять процентов 5-7 от общих затрат. Мы знаем много площадок, где такие затраты себя оправдали. Оправдают ли у вас, зависит от вашей маркетинговой политики. Если вы никогда не открывали лофт и не имели дело с концертным звуком, советуем с такого не начинать. Но отдельную статью про требования профессиональных вокалистов напишем.

Большинству посетителей лофта нужно караоке. Чтобы было достаточно громко  слышно поющего. А если поющих несколько, то одного сделать потише, а другого погромче – вот такая вот грубая достаточно задача. Какие-то небольшие шумы (за отсутствие которых вы заплатите приличную сумму) вообще не важны. Если обычному человеку дать в руки профессиональный микрофон, то он, во-первых, не заметит разницы, во-вторых, он не умеет правильно держать микрофон, так что разницы и не будет. В третьих, он его рано или поздно слишком резко положит на бар или просто уронит. А вы будете плакать (ну или кого-то бить, кто вас знает).

Так что, если у вас в лофте уже есть профессиональный комплект микрофонов, мы рекомендуем завести второй, который будет предназначен только для любительских караоке-вечеринок. И тут на первый план выходят следующие вопросы.

Выносливость

Комплект, который вы покупаете, должен прослужить как можно дольше. На срок службы влияет, прежде всего, как бы это ни было странно, материал корпуса. Если пластик, то качественный, но лучше алюминий, или какой-то хитрый сплав. Смиритесь с тем, что микрофоны иногда будут падать. Поэтому, каким бы ни был микрофон, мы рекомендуем сразу надеть на него защитные «резинки», а на сам микрофон – поролоновый фильтр-насадку.

Вот так не стильно мы защищали микрофоны подручными материалами, пока...
...пока не появились вот такие красивые разноцветные защиты.

Корпус ломается не только в результате падений - но и в процессе замены аккумуляторов, потому что часто замок крышки, да и сама емкость для размещения аккумуляторов - это слабое место микрофона.

Следующий фактор риска - это кнопка, она сломается тем быстрее, чем она более хлипкая. Вот так выглядит кнопка на дешевом микрофоне после полугода его использования в лофте (ее тут просто нет). Микрофон, кстати, после этого проработал у нас в Музлофте МузЛофт с караоке и баром 60 м2 • 32 чел. от 599 ₽/час еще два года. Просто его нельзя было выключить через кнопку.

Микрофон со слабой кнопкой после полугода использования. Кнопки здесь уже нет.

Материал корпуса и конструкция кнопки - это, пожалуй, одна из реальных причин не покупать совсем дешевые модели. В целом можно сказать, что если комплект из 4 микрофонов и ресивера на Алиэкспресс стоит меньше 7000 рублей, то пластик там говно. Готовьте изоленту и клей для ремонта.

Заменяемость микрофонов в комплекте

Рано или поздно наступит момент, когда один из микрофонов сломается окончательно, и вы захотите «просто купить новый и присоединить его к ресиверу». Но не тут-то было... 

В самых дешевых комплектах вы не сможете инсталлировать новый микрофон, даже если он точно той же модели. Тут есть несколько подходов. 

Первый – самый бюджетный для новичков. Если вам в лофт нужно не более двух микрофонов, возьмите комплект из четырех и используйте его, пока первые три не выйдут из строя… Потом просто выбросите все и купите новый. Комплект из 4 таких микрофонов  стоит 5000 рублей на Алиэкспрессе. Такой комплект проработал у нас в Музлофте 2,5 года, и это даже всех удивило, почему так долго…

Теперь  более продвинутый подход – предусмотреть заменяемость заранее. У таких производителей, как Shure, Sennheiser, Audio-Technica, AKG – микрофоны заменимы и совместимы с ресиверами внутри своей серии. Например, у Shure серии это: BLX, SLX, ULX, QLX, Axient Digital. Внутри каждой серии есть множество как микрофонов, так и ресиверов, и они совместимы между собой. Но это все довольно дорогая техника, и в наших условиях пускать ее на караоке не все могут позволить. 

Так что предлагаю взглянуть на китайцев. Тут могу назвать всего 5 китайских брендов, у которых как-то решена проблема совместимости. То есть тут нет совместимости внутри серий, но есть совместимость внутри моделей. Нужно купить новый микрофон той же модели и убедиться еще раз, что он работает на той же частоте, что и ресивер (потому что у китайцев все слишком стремительно порою меняется). Вот эти 5 брендов, у которых вы найдете более-менее норм комплекты: Tonor, Fifine, XTUGA, Bietrun, KIMAFUN. Они все представлены на Алиэкспрессе, а часть - и в российских магазинах.

Вот как выглядит типичный рабочий стол владельца, лофта, например Фокус лофта Стильный панорамный лофт на Петроградке 95 м2 • 80 чел. от 950 ₽/час в СПб 

 

Ремонтопригодность

До того как заменить микрофон, его можно попытаться отремонтировать. По нашему опыту, нет никакой экономической целесообразности нести дешевый микрофон к мастеру и решать там проблемы с электроникой. Мы можете попытаться самостоятельно починить какую-то видимую механическую поломку. Например, от падения часто отрывается что-то внутри, и это можно попытаться прикрутить, приклеить, припаять оторвавшийся проводок... Мы не встречали микрофонов, которые не возможно разобрать. Так что по фактору ремонтопригодности не сможем выделить никакие модели. Все примерно у всех одинаково – смотрите лучше на качество корпуса, и чинить придется реже.

Радиочастотная совместимость

Купив новый комплект микрофонов, я несколько дней не мог разобраться, почему внезапно пропадает звук, пока не заметил, что это происходит всякий раз, когда кто-то в лофте взял в руки телефон. Оказывается - это заработал роутер на частоте 2,4 ГГц и «перекрыл кислород» радио микрофону. Проблема была решена перемещением роутера на несколько метров в сторону от ресивера и от основного радиуса действия микрофонов. 

Не каждая конфигурация лофта может позволить такое, так что мы рекомендуем вам рассмотреть комплекты в радио диапазоне VHF (30-300 МГц). Их частоты не пересекаются с частотой роутеров, чего нельзя сказать о диапазоне UHF (300 МГц - 3 ГГц) - хотя последний считается более современным и дороже стоит.

Если же у вас все-таки UHF, то вы можете попробовать отрегулировать каналы в настройках роутера и тоже самое сделать в настройках микрофона. 

Еще мы советуем купить современный роутер, который может работать как на 2,4 ГГц, так и на 5/6ГГц. Второй вариант не конфликтует ни с какими радио микрофонами. В ближайшие пару лет вы все еще не сможете совсем отключить в роутере 2,4 Ггц, так как это необходимо старым телефонам и ноутбукам, но все равно вы значительно снизите нагрузку на этот диапазон за счет предоставления новым устройствам диапазона 5/6 ГГц. 

Подробнее о том, какие нежданные проблемы со звуком вы можете получить «из воздуха» и из электросети, читайте в отдельном тексте.

Частотный диапазон указывают прямо на карточке товара в маркетплейсах. Например, вот UHF.

Частотная совместимость с колонками

Если вы завели такой хороший сабвуфер, от которого бьет в грудную клетку - это круто, мы вас поздравляем. Но парни из Аrtistic loft Soul Loft на Бауманской 70 м2 • 35 чел. от 500 ₽/час пишут, что у них выходят из строя колонки из-за возврата низких частот через микрофон – и они заняты  решением этой проблемы.

Для того, чтобы избежать «закольцовывания» низких частот между колонками и микрофоном, можем предложить использовать High-Pass Filter (HPF). Это электронная примочка, которая встроена либо в пульт, либо в сам микрофон. Она отсекает низкие частоты. Вот, для примера, модели микрофонов, на которых вы найдете выключатель HPF: AKG C414 или Shure SM81.

Но! Если вы погуглили эти модели, то заметили, что они: студийные, проводные и довольно дорогие. А на более дешевых вы HPF и не найдете! Так что в нашем с вами случае нужно действовать иначе. Функцию HPF должен выполнять либо микшерный пульт, либо предусилитель.

 

Вот этот довольно популярный сейчас микшерный пульт, как и многие другие, имеет функцию HPF:

Микшерный пульт Behringer FLOW 8

А вот со средними и высокими частотами разбираться нужно по-другому. Если низкие частоты можно тупо отрезать, то средние и высокие – это человеческий голос, который нам как раз и нужен. 

И здесь самым правильным решением будет сделать две вещи. 

1. Расположить колонки так, чтобы они не могли бить напрямую в мембрану микрофона. просто представьте, как поющий стоит относительно колонок. Теперь представьте, как он держит микрофон. Мембрана направлена немного на поющего и немного вверх. Теперь вспомните, как у вас стоят колонки, и может ли звук из них напрямую быть направленным на мембрану микрофона. Если у вас сцена, то колонки должны располагаться перед ней. Если разграничить зоны невозможно, то хотя бы направьте колонки немного под другим углом, чтобы они не «смотрели» прямо на поющего. Подробно о расположении колонок – в отдельной статье. Иногда ситуацию может улучшить банальная поролоновая фильтрующая насадка.

2. Микрофон должен быть кардиоидный. Это узконаправленный микрофон, который чувствителен к углам. Если в него петь напрямую – он примет звук. Если под сильным углом – то примет значительно меньше. Предостережем вас от использования суперкардиоидных и гиперкардиоидных микрофонов. У них угол восприятия еще уже, чем у кардиоидных. И, казалось бы, это еще больше обезопасит нас от резонанса. Но есть одна проблема. Не профессиональные певцы не будут правильно держать такой микрофон. При малейшем отклонении угла голос будет «теряться».

Большинство распространенных микрофонов для караоке, которые мы сегодня рассматриваем, являются кардиоидными. Всякая экзотика выглядит экзотически (это что-то очень маленькое, что-то очень большое...) – вот ее брать не надо. Нам также не подойдут конденсаторные или омни направленные микрофоны.

Вот так выглядит конденсаторный микрофон для студии. Красотища же, да? Только петь в немо можно исключительно в наушниках в полной тишине. Если уж очень хочется для стиля что-то такое поставить в лофт - ищите китайские стилизации, там внутри такой красоты спрятана обычная кариодидная мембрана. Только надо будет разобрать и посмотреть, как она расположена... в общем, мы вам даже это не советуем на самом деле.

Выводы

Если вы новичок и не до конца еще знаете предназначение своего лофта, берите вот что-то такое (диапазон VHF, цена 8500 руб. на Али):

Микрофоны G-Mark

Выкидывайте микрофоны по мере их окончательного выхода из строя. Со временем вы лучше осознаете свои требования и вернетесь к полному тексту этой статьи, более точно подобрав следующий комплект.

Для концертов и вокальных мастер-классов нужен комплект профессиональной техники. Он имеет смысл только во полном сборе: микрофоны, колонки, микшерный пульт, усилитель, мониторы – все должно быть на одном уровне качества и хорошо работать друг с другом.