Святки – русский Хэллоуин
Но у нас в России есть своя традиция переодевания. Правда наши наряжались не осенью, а зимой, во время Святок. Но костюмы были не менее жуткие, чем хэллоуиновские. Расскажем об основных образах для колядования. А вы уж, как хотите - можете использовать идеи для Хэллоуина, а можете подождать святочных вечеров.
Традиция переодевания или «ряженья» существует в русской, славянской культуре уже почти тысячу лет. Смысл этого действа – измениться до неузнаваемости любыми доступными способами. Как и в хэллоуиновской истории, переодевание связано с предполагаемым истончением границы между миром живых и миром духов.
Мех и мочало
Важно было не быть узнанным, замеченным выходцами из параллельного враждебного мира.
В ход шли самые разные способы - участники святочных гуляний использовали сажу, грязь, мох, мочало, мех. Делали маски. Готовились к святкам за несколько недель, продумывали свой костюм, занимались его изготовлением. Это требовало времени и сил, так что участниками святочных маскарадов были чаще всего молодые люди, необремененные семьей и заботами.
Святочные тренды
Всего было несколько «трендов». Переодевались обычно в животных, людей других сословий, национальностей и профессий, представителей противоположного пола, ну и, конечно, в гостей из мира духов и сказок – то есть, в нечистую силу. Главное было остаться не узнанным, скрыть свое настоящее лицо. Поэтому меняли не только внешность, меняли повадки, голос, походку, разыгрывали представления от лица того, в кого переодевались.
Из животных особой популярностью пользовались коза или козел, медведь, журавль, лось, волк. В ход шли черепа, рога, копыта, шкуры животных, в том числе вывернутые мехом внутрь. Два человека, покрытые попоной и с конской мордой из соломы или ткани на палке, изображали лошадь, иногда к ним присоединялся всадник с кнутом. Часто наряжались и в неизвестное существо - ни зверя, ни птицу, а непонятно кого.
Барыне - шляпку
Сейчас мы наряжаемся в пиратов, а на Руси перевоплощались в разбойников и представителей других «изгоев общества» - нищих, юродивых. Можно было одеться в костюм еврея, цыгана, татарина. Особую роль в праздновании играли герои, одетые барином и барыней. Персонажи не только имели соответствующий костюм, но и носили подходящие аксессуары: цыганка-карты, барыня – шляпку.
И, конечно, рядились в нечисть. В тех представителей мира духов, в которых верили наши предки. Можно было встретить на страшных вечерах кикимору болотную, лешего, русалку, покойника.
Эротический костюм
Гуляли толпой или небольшими группами, иногда объединенными общей тематикой. Гуляли с шумом, звоном, грохотом, криками. Шум создавали, как могли – гремели колокольчиками, деревянными ложками, сковородами и заслонками – всем, что находили в хозяйстве. Нередко сценки, которые разыгрывали ряженные имели эротический и даже порнографический характер, для этого ряженые носили с собой что-то вроде фаллических символов – морковь, скалки, палки, зажатые между ног. Некоторые костюмы были задуманы так, что оставляли интимные части тела обнаженными, насколько это было возможно в зимнее время. В святочные вечера позволялось делать все, чего за что в обычной жизни молодых людей осудили бы и наказали.
Со временем обычай наряжаться перешел и на масленичные гулянья. А в наше время больше практикуется на иностранный Хэллоуин. Какие еще есть традиционные русские аналоги у иностранных праздников читайте в нашем блоге.