Обновлено: 07 февраля 2023
Сторителлинг, который всегда с тобой
Праздничные байки
В моем детстве по праздникам родители и их гости собирались за столом. Мы с другими детьми сидели под столом и меняли гостям тапки, а мой папа рассказывал. Точнее, рассказывали все гости, но постепенно у всех истории заканчивались и оставались только у папы. У него был большой запас, иногда он их повторял, и друзья, которые уже не раз сидели с ним за столом, просили: «А расскажи вот про это....» И он рассказывал. Я до сих пор помню штук пять из его репертуара. Можно сказать, что я возродил семейную традицию.
Не знал, что занимаюсь сторителлингом
Сейчас сторителлинг — модное словцо. И так называют любое взаимодействие рассказчик — аудитория. То что мы делаем в нашем проекте — это сторителлинг в чистом виде. Живая речь, не заученный текст, просто личный опыт, которым мы делимся с другими людьми
10 лет назад я и не знал, что занимаюсь сторителлингом, хотя уже рассказывал что-то со сцены. Тогда меня познакомили с Кириллом Гопиусом, человеком, который преподавал сторителлинг в Петербурге. Тогда такого слова на русском почти никто не употреблял. Он объяснил, что это за штука, и как это работает. Потом рассказывание неожиданно стало модным, и мы с промоутером Денисом Рубиным организовали фестиваль сторителлинга в музее современного искусства "Эрарта".
Актер театра и кино, преподаватель актерского мастерства и сторителлинга. Автор проектов "Сказки про глупых взрослых" и "Школа актерского волшебства"
Древо историй
Позже я перенес проект в библиотеку, куда можно было бесплатно приглашать любителей рассказывать и слушать истории. Там мы обитаем уже 7 лет. Мы задаем какую-то тему и люди рассказывают. За это время мы провели не меньше 70 встреч. Я выслушал больше 700 историй и рассказал больше 70. И самое удивительное для меня, что они не заканчиваются.
Это как дерево. Ты сначала рассказываешь стволовые истории, потом веточные, потом прутиковые — и все это связывается в одну большую историю.
На наших встречах рассказываю сначала я и другие опытные ораторы. Обычно люди готовятся заранее. Но в конце оказывается, что зрители тоже готовы поделиться своими историями. Иногда мы сидим, пока нас не выгоняют из библиотеки. Особенно, если какая-то животрепещущая тема: отношения между полами или истории из детства.
Вечер с историями в Петербурге можно устроить в лофте с подходящей атмосферой.
Мастер-классы для рассказчиков
Рассказывать может каждый, я не знаю исключений. Во многом умение рассказывать зависит от ситуации: например, опоздал ты на урок или на работу, ты же можешь быстро и четко объяснить, почему ты опоздал, значит умеешь рассказывать. Мы иногда встречаемся перед выступлениями в библиотеке — обсуждаем то, что хотим представить зрителям, проводим мастер-классы по сторителлингу, обговариваем структуру истории.
Зритель — соучастник
Иногда ко мне обращаются люди, которые просят помочь организовать встречи, как у нас. Тогда я даю основные правила вечеров сторителлинга. Я всегда против того, чтобы брать плату за вход. Можно предложить заплатить донейшен или оргсбор, но не нужно продавать билеты. На вечере сторителлинга зритель — соучастник происходящего. А если ты берешь деньги, то берешь и определенные обязательства по организации, и у зрителей тогда возникают определенные ожидания, запросы. Как организатор, ты невольно начинаешь проверять, чтобы все было на уровне. И в таких условиях даже рассказчик, у которого была хорошая история, начинает волноваться и зажимается. Это не стендап, за который нормально брать деньги — там изначально подготовленные выступления, прописанные шутки, с предсказуемой реакций зрителей. А у нас свободный микрофон, все может пойти как угодно.
Нарушителей захлопывают
Правила для участников тоже есть. Истории должны быть минут 7-10, не больше. Даже, если человек рассказывает что-то нудное, 10 минут можно и потерпеть. Но, если человек скучно рассказывает, да еще и нарушает тайминг, у нас принято его захлопывать. Рассказываешь 10 минут скучную историю — получи апплодисменты и садись на место. Может быть потом дорасскажешь. Обязательно нужен модератор. Это единственный, кто может вторгаться в историю выступающего. Вернуть к рассказу, если тот перескочил на другую тему, подсказать, что пора закругляться. На сцене время течет по другому, и модератор помогает оценить ситуацию.
Хороший рассказчик - прекрасный друг
Еще одно правило — готовить основных спикеров заранее. Не писать для них текст, а обсуждать тему и принцип построения истории. Идеально, если ты можешь заранее знакомиться с рассказчиками, даже завести дружбу, чтобы они приходили на встречу как друзья, а не как посетители. Это всегда оправдано. Я заметил: если человек хороший рассказчик, то он и прекрасный друг. У нас отличная тусовка: есть люди, которые познакомились и поженились благодаря сторителлингу, люди, которые сделали это увлечение своей профессией.
Зрители являются соучастниками
Первыми выступают опытные рассказчики
Время на каждую историю не больше 10 минут
На вечере нужен модератор
Рассказ должен быть живым, не прописанным заранее
Праздничные истории
Важно, как разместить людей на встрече. Если народа много, то лучше организовать рассадку по типу зрительного зала, чтобы был выступающий и зрители. Но, если это камерная встреча на дружеской вечеринке, то лучше сесть в круг. Сейчас люди очень редко встречаются за столом и рассказывают истории. Но именно это позволяет узнать друг друга. Ко мне иногда обращаются, чтобы организовать вечер сторителлинга на семейном торжестве, если оно проходит не в ресторане, а в лофт-пространстве. Но пока новая традиция не сложилась. Хотя я не исключаю, что это войдет в обиход, и появятся профессиональные модераторы на праздничный сторителлинг.
Нетеатральный театр
Пока же на заказ мы в основном организуем такую штуку, как Театральный сторителлинг. Это спектакль, из которого мы убрали все театральное — сцену, декорации, звук, занавес. Остается только история. Мы — актеры рассказываем ее зрителям: взрослым или детям. И некоторые моменты разыгрываем в лицах, сохраняя уважение к тексту оригинала. Это может быть хоть Колобок, хоть Анна Каренина. И зрители все время включены в процесс. Мы с ними разговариваем, обращаемся с вопросами. Они сами становятся героями и рассказчиками.