Петрушка – это всегда праздник
О себе
Мой собственный путь к Петрушке начался как раз с праздников. Я и мои друзья в Мурманске проводили фольклорные праздники для себя и своих друзей. И в какой-то момент мы поняли, что все у нас есть – конь есть, коза есть, песни поем, хороводы водим, только Петрушки у нас нет. Тогда мы изучили книгу «Народный театр» под редакцией Анны Некрыловой - это наверное основной труд для всех начинающих играть народные праздники. Стало понятно, что Петрушка должен говорить, потому что в этой книге собраны порядка 30 текстов петрушечных комедий с середины 19-го века до революционного периода примерно.
Как делать кукол, никто в нашей компании не знал. Но оказалось, что в то время в областном театре кукол служила художник из Санкт-Петербурга Елена Минина, у которой большой опыт производства кукол вообще и петрушек в частности. Елена Юрьевна показала нам технику изготовления папье-маше для кукольных голов, показала, как делать ручки, как обшивать кукол. И дала сценарий своего спектакля про Петрушку. Кто-то из нашей компании сделал Марфу Петровну, кто-то Доктора, кто-то Капрала, Я так вдохновился, что сделал больше всех – Петрушку, Цыгана и коня.
О работе на улице
Первый раз я показал петрушечный театр на масленицу в 2005 году. И время от времени поигрывал на праздниках, которые мы обычно сами и организовывали. Я поехал в Мытищи к известному петрушечнику Анатолию Архипову, посмотрел его представление и понял, что настоящий Петрушка — это очень круто и очень смешно. А потом вышел с Петрушкой на улицу. И это был удивительный опыт!
На уличном выступлении артист должен быть готов к любой неожиданности: собака может задрать лапу на твой балаган, случайный зритель может возжелать стать участником представления, дети могут полезть в ширму. Ты не можешь не отвечать на эти «вызовы жизни», брошенные тебе, и лучше, если ты всё это учитываешь и используешь в своём представлении, вплетаешь в ткань спектакля. Это именно та версия Петрушки, которую видели люди на праздниках больше ста и двухсот лет назад. Сейчас петрушечников в России очень мало, а уличных ещё меньше!
Об истории
Если говорить об истории этого вида театра, то впервые Петрушка появился в России в 1636 году. К сожалению, мы находим документальное подтверждение этому только в одном источнике, в книге Адама Олеария, где на литографии изображён кукольник в поясной ширме, поднявший над ширмой трёх кукол, и ему подыгрывает гусляр, облачённый в русский кафтан.
Но можно с уверенностью сказать, что в привычном образе и с именем Петра Ивановича или Петра Петровича Уксусова этот персонаж был отлично известен с начала XIX века. Конечно, появление Петрушечного театра для детей и взрослых было связано с праздником. Балаганчик был неизменным атрибутом народных гуляний на масленицу, в ярмарочный день, и всегда вокруг него собиралась толпа зрителей.
О сюжетах
Это был совсем не детский, а, скорее, взрослый персонаж. Тогда вообще было совсем другое представление об искусстве для детей. Детского театра и детской литературы в общем-то и не было, и дети на праздниках смотрели то же самое представление, что и их родители. А темы там затрагивались довольно серьезные – свадьба, смерть, война. Сейчас мы бы своим детям многое из того петрушечного театра не показали. Основных сюжетов было несколько: «Петрушка и Капрал», «Женитьба Петрушки», «Петрушка и Смерть», «Покупка коня», «Петрушка и Доктор».
В советское время традиционный острый на язык и иногда непристойный, но искренний Петр Иваныч слегка деградировал (по-моему) и стал исключительно детским персонажем. Чем-то вроде массовика затейника на детских утренниках. В каждом доме культуры был детский театр с Петрушкой. Он стал художественным, приличным и, на мой взгляд, перестал быть собой.
О праздниках
Прошло более 70-ти лет, прежде чем традиционный Петрушка стал возвращаться к зрителям. Сейчас мы играем все основные сюжеты, которые были в петрушечном балагане. В стране есть несколько коллективов, которые работают в старинной традиции: «Табор», «Кукартель», «Петрушкина Слобода», «Бродячий вертеп» . В том числе я и мой театр «Папьемашенники». Я использую традиционные сюжеты, но обыгрываю их, конечно, по-своему. И за много лет я наработал такие «многослойные» шутки, с несколькими смыслами - для детей и для взрослых.
Сейчас мы, как и раньше, востребованы на праздниках. Приглашают на дни города, фестивали, ярмарки, Дни всего, чего только можно. Бывает, что зовут и на частные праздники, на детские дни рождения и даже на корпоративы. Но я по-прежнему считаю, что самая интересная и сложная работа - на улице, где тебя не ждут, где само появление Петрушки – это уже праздник.
А почитать о буднях петрушечника можно на странице театра.